Что такое — «Год российского кино»?

Последние восемь лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2008-ой был Годом семьи, 2009-ой — молодежи, 2010-ый — учителя, 2011-ый — российской космонавтики, 2012-ый — российской истории, 2013 — охраны окружающей среды, 2014-ый — культуры, а 2015-ый — литературы.

Президент России Владимир Путин объявил, что годом кино в России будет 2016 год. Об этом говорится в президентском указе от 7 октября 2015 года №503 «О проведении в Российской Федерации года российского кино». Пояснительная записка к указу гласит о все большем соответствии российской киноиндустрии главным принципам культурной политики государства. Эти принципы транслируются в общественное сознание и оказывают мощное влияние на российских граждан. Именно поэтому было решено усилить данное воздействие пропагандой патриотизма и позитива в умы россиян.  

Механизм действия программы Президент, к слову, крайне заинтересован в развитии отечественного кинематографа, поэтому подготовка проекта данного указа – это личная инициатива Владимира Путина. Он распорядился поручить создание и утверждение состава организационного комитета Правительству страны. Этот оргкомитет и будет проводить 2016 год кино. Кабинет министров также займется разработкой и утверждением плана новых мероприятий, приуроченных к этому событию. А региональные власти будут их осуществлять. 

Великий сказочник Александр Роу

Главный советский киносказочник XX века, создатель любимых детьми всего мира персонажей, впервые решивший снимать именно игровые сказки, не используя анимацию и кукол, режиссер Александр Роу родился 8 марта 1906 года. В честь 110-летия со дня рождения мастера мы решили вспомнить о пяти его главных фильмах, которые можно смотреть в любом возрасте.

«По щучьему веленью», 1938 год

Кадр из фильма «По щучьему веленью»/russiancinema.ru

Дебютная картина Александра Роу, снятая по одноименной повести Елизаветы Тараховской и по мотивам народных сказок, вышла в советский прокат накануне новогодних праздников 1939 года, в непростое для страны время. Главные герои ленты – Емеля, поймавший щуку, исполняющую любые желания, царевна Несмеяна и царь Горох, которого сыграл артист Георгий Милляр, в этой картине тоже дебютировавший в большом кино. Позже этот актер стал символом всех сказок Роу, где появлялся в образах Бабы-яги и Кащея Бессмертного.

При создании своей первой картины Александр Роу не обошелся без волшебства. Именно он решил произвести своего рода революцию в кино и снять сказку с настоящими артистами, а не с анимационными или кукольными персонажами, как это делалось раньше. Кроме того, Роу придумал, как обойти на съемках природу: когда нужная для работы зимняя натура неожиданно сменилась оттепелью, режиссер решил ввести в фильм реплику «обернись, зима лютая, летом красным» и таким образом доснял нужные сцены, создав для зрителей эффект чуда.

«Кащей Бессмертный», 1945 год

Кадр из фильма «Кащей Бессмертный»/russiancinema.ru

Мало кто знает, что премьера сказки Роу «Кащей Бессметный» состоялась 9 мая 1945 года, затем фильм вышел в широкий прокат и, естественно, воспринимался большинством зрителей как метафора завершившейся войны: победа над сказочным злом представлялась как победа над злом вполне конкретным. Фильм снимался в сложных условиях военного времени, съемки проходили в Алтайском крае и Таджикистане. Именно поэтому в ленте появились восточные мотивы – ковер-самолет и Булат Балагур, ставший другом главного героя фильма, русского богатыря Никиты Кожемяки, у которого злой Кащей похитил жену Марью Моревну.

Кащея Бессмертного сыграл Георгий Милляр. Образ этого персонажа был основан на картине «Четыре всадника Апокалипсиса» Виктора Васнецова. Актер, только оправившийся от болезни, был тогда настолько худым и бледным, что, по воспоминаниям самого Милляра, на съемочной площадке его Кащея испугалась даже лошадь, на которой, по сюжету, должен был ехать сказочный персонаж.

«Марья-искусница», 1960 год

Кадр из фильма «Марья-искусница»/russiancinema.ru

После «Кащея Бессмертного» Роу не снимал сказки почти десять лет – от него требовали документальные и стереофильмы, а также экранизации классики, а не кино для детей. В частности, режиссеру в послевоенное время запретили снимать сказку «Царь Водокрут» по произведению Евгения Шварца. Однако Роу не отчаивался и в 1960 году все-таки снял фильм «Марья-искусница» по сценарию Шварца. В нем и нашлось место злобному царю Водокруту Тринадцатому, который похитил Марью-искусницу.

Композиция «Марьи-искусницы» поразила зрителей своей простотой. Здесь почти каждый из героев имел своего антагониста, красивое противопоставлялось безобразному, доброе – злому. Кроме того, фильм отличался большим количеством сказочных эффектов, которые Роу с легкостью делал после практики со стереокино.

«Морозко», 1965 год

Кадр из фильма «Морозко»/russiancinema.ru

Пожалуй, самая знаменитая работа Александра Роу (причем не только в России, но и за рубежом) повествует о доброй Настеньке и ее сестре, грубой Марфушке. Фильм открыл для советского кинематографа актрис Инну Чурикову и Наталью Седых. Последнюю Роу увидел в балетной школе. После нескольких ролей в кино Седых снова вернулась в балет, а Чурикова стала одной из ведущих актрис советского, а затем и российского кино.

Фильм «Морозко» получил главный приз на Венецианском фестивале фильмов для детей и юношества, а также имел успешную прокатную судьбу. Лента, в частности, уже в 1966 году вышла на экраны Великобритании и США. Более того, многие зарубежные кинорежиссеры, включая знаменитого Стивена Спилберга, признавались, что «Морозко» оказал огромное влияние на мировой кинематограф.

 «Огонь, вода и… медные трубы», 1968 год

Кадр из фильма «Огонь, вода и медные трубы»/russiancinema.ru

После «Морозко» Александр Роу продолжил сотрудничество со знаменитыми драматургами Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. Результатом работы этого уникального трио стала самая «густонаселенная» советская киносказка «Огонь, вода и… медные трубы», которая вышла на экраны в конце декабря 1968 года. Фильм, правда, пустили не в самый широкий прокат – уж слишком острой показалась чиновникам сатира Роу. Да и критики укоряли режиссера в излишнем гротеске и множестве современных сцен, не свойственных старым народным сказкам.

Однако «Огонь, вода и… медные трубы» до сих пор смотрится с большим интересом, и как раз гротеск и современные сцены наряду с большим количество персонажей придают этой сказке должную энергию и настоящее очарование.